Бегущие в лесу

Зарисовка о детях многодетной семьи Новицких.
Благодарим автора — Ирину Тарабаеву!

Бегущие по лесу
В гостях у нашей рубрики «Маленькие диалоги» — Егор (12 лет) и Кирилл (10 лет).

Егор и Кирилл

Павел Анущенко

У братьев Егора и Кирилла каникулы удались. Они побывали в красивых местах и запомнили их забавные названия: Сунукуль и Акуля, Полазна и Оса. Поясняют, это в Челябинской области и Пермском крае. Туда они ездили на соревнования по спортивному ориентированию, которым занимаются уже больше трёх лет.

Егор: Нам папа с мамой предложили заняться этим спортом. Мы попробовали — понравилось. А сначала даже не знали, что это такое…

— Чем понравилось?

Е: Тем, что постоянно ездим куда-нибудь. К тому же ориентирование развивает дыхание, скорость, выносливость. Ещё и ум!

— Вот как?

Е: Конечно, надо же сообразить, где искать КП — контрольные пункты. На карте нарисовано, куда бежать, как азимуты брать с помощью компаса. Надо только понять, как это сделать. Тогда можно быстро добежать до своего КП. А кто быстрее, тот и победил.

Кирилл: Мне тоже нравится всюду ездить. А ещё я очень люблю лес! Мы же по лесу бегаем.

— А в другой местности ориентироваться можете?

Е: Хоть где! Мы и в городе занимаемся, по домам ориентируемся.

К: Мне кажется, я сейчас везде сумею сориентироваться: и в городе, и в лесу, и на карьерах. У нас же ещё бывает водное ориентирование — мы бегаем по воде, и ночное — когда в темноте преодолеваем маршрут.

Е: Иногда приходится плыть к контрольному пункту.

— На чём?

Е: Ни на чём. Самому надо плыть, шевеля руками и ногами. А на ночном ориентировании мы крепим на лоб фонарики, светим в карты и бежим.

— Вижу, у вас много медалей. Этим летом тоже привезли награды?

Е: Я занял третье место в своей группе.

К: А я в своей — два раза второе и ещё третье.

— Так ты герой!

К: Ну-у… Просто у Егора в старшей группе сложнее маршрут.

— Чем?

Е: Ребята из 10-й группы, где Кирилл, бегают в основном по дорожкам. И КП у них стоят либо рядом с дорогой, либо на самой дороге. А в 12-й группе, где я, мало дорог и надо брать азимут. Чем старше спортсмены, тем труднее у них маршруты, больше перегоны. Дистанции бывают от 1 километра до 12. Элита бежит как раз 12 километров. Но это самые крутые спортсмены — взрослые ребята, которым по 18 лет и старше…

— В школе мы изучали, что такое азимут. Но столько лет прошло, я уже и не помню, с чем его «едят»…

К: Азимут — это когда берёшь компас, прикладываешь к карте, крутишь колбу…

Е: И синяя стрелка на карте должна совпасть с северной красной стрелкой на компасе. Надо только совместить их и бежать.

— По-вашему, это просто…

Е: Я даже покажу, как! Видите, стрелку на карте? А на компасе? Я сейчас повернусь, чтобы они совпали, потом покручу колбу, чтобы линия не выходила за точки, и можно бежать. Более опытные спортсмены не тратят время на колбу. Я обычно кручу…

— Теряешь драгоценные секунды…

Е: Да, в спортивном ориентировании даже одна секунда играет роль. Но я быстро бегаю, поэтому часто получаю призы: кубки, медали, деньги, конфеты всякие…

К: Ещё нам дают значки: первый юношеский разряд, второй…

Е: И кубки за первые места!

— Сколько раз первое место занимали?

Е: Ой, много!

К: У меня только медалей одиннадцать за первое место, да ещё кубки!

— Наверное, неприятно, побывав на первом месте, занять потом второе или третье?

К: Когда одна секунда решает дело, тогда, конечно, расстраиваешься.

Е: Из-за пяти секунд тоже обидно…

К: Знаете, у нас были даже соревнования с собаками!

— Как это?

К: А так: привязываешь длинный поводок к поясу — и бежишь вместе с собакой.

— Со специально обученной?

К: Да, с хаски. Они понимают все команды. Говоришь «влево» или «вправо» — и поворачивают в нужную сторону. Скомандуешь «быстрей» — несутся как ветер.

— Но для чего нужна собака? Брать след?

К: Просто собака ускоряет человека!

— А если спортсмен споткнётся, она потащит его за собой?

К: Надо просто крикнуть «стоп», и она остановится.

— Вы, наверное, на физкультуре в школе бегаете быстрее всех?

К: На физкультуре по стадиону я пробежал километр за 4 минуты 11 секунд, а на соревнованиях в лесу — за 3 минуты 37 секунд. Не знаю, почему так вышло. В лесу же кочки, песок…

Е: В школе особо напрягаться не надо, нет сильных соперников. Я всех на круг обгоняю. И куда мне торопиться? Всё равно первый прибегу…

К: И я всех одноклассников обгоняю…

— Раз вы занимаетесь ориентированием, значит, в лесу уже никогда не заблудитесь?

К: В чаще вполне можно заблудиться, если нет компаса.

Е: Надо просто запомнить, в какой стороне дорога и где находится солнце.

— Какие советы вы могли бы дать своим сверстникам, чтобы они не потерялись в лесу?

К: Слушаться взрослых! А если потерялись, надо выйти на поляну, чтобы вас легче было найти, например с вертолёта.

Е: Лучше не отставать от родителей. И всегда надо запоминать, куда идёшь. Можно по муравейникам и мху на деревьях ориентироваться. Но лучше всего держаться рядом со старшими! Ну, или взять с собой навигатор…

— Точно! Сейчас же техника во всём помогает человеку. Зачем ориентированием заниматься?

К: Навигатор может потеряться, между прочим… Начнёшь его искать — и тогда обязательно заблудишься.

Е: В крайнем случае можно залезть на дерево и посмотреть, в какой стороне дорога. А потом остановить какую-нибудь машину, попросить телефон и позвонить.

— Больше вы никуда летом не ездили?

Е: В этот раз нет. Но за всё время, что занимаюсь ориентированием, я был в Тобольске, Заводоуковске, Горнозаводске…

К: Ещё мы ездили в Курган… Где только не побывали!

— Похоже, вас интересуют только поездки на соревнования…

Е: Ну, почему? Мы хотели семьёй поехать в Киргизию. Не получилось… Решили в Пермь поехать.

— Спорт диктует условия?

Е: Сами так захотели. Мы не всегда ездим со своими тренерами. На соревнования по спортивному ориентированию можно заявиться самостоятельно. Платишь стартовый взнос, 100 рублей за номерок, и бежишь.

К: Хоть и не поехали в Киргизию, зато папа, пока мы бегали по лесу, рыбачил… Мы тоже любим ловить на удочку.

Е: Соревнуемся, кто больше поймает.

К: Выигрывает, конечно, папа.

Е: Не всегда!

К: Да-да, я один раз больше его поймал. Щуку, карася, подлещика, окуня и чебака ещё.

Е: Папа один раз потянул рыбу из воды, а у неё за хвост щука держится! Она пыталась съесть эту рыбу. Папа её отпустил, а щука на сковородку попала.

— У вас есть мечта отправиться в дальнее путешествие?

Е: Я хочу поучаствовать в мировых соревнованиях. Интересно, за рубежом занимаются спортивным ориентированием? Но надо сначала перейти в следующую группу, отличиться и отобраться на Уральский округ, а потом на Россию.

К: А я хочу в Киргизию, там наша бабушка живёт.

Е: Я бы поехал в Москву и в Крым. Хочу море увидеть.

— Чем вы ещё летом занимались?

Е и К: Футболом!!!

— Где?

Е: Во дворе с нашим тренером дядей Витей. Он в «Рубине» тренирует футбольную команду и с нами бесплатно занимается. Я, кстати, ещё на айкидо хожу лет шесть уже, а Кирилл на тхэквондо…

— Тоже родители порекомендовали?

Е: Папа хотел, чтобы мы каким-то боевым видом спорта занялись. Сначала вместе на айкидо ходили. А потом Кирилл по времени не стал успевать на тренировки и перевёлся на тхэквондо.

— Чему там учат?

Е: Обороняться. Для мальчиков это важно: уметь и себя защитить, и близких. Если кто-нибудь на меня нападёт, я смогу удар отбить. Мы изучаем приёмы против ножа, палки, меча. Тренируемся, как делать заломы.

К: А на тхэквондо мы ногами и руками дерёмся.

— Доводилось применять приёмы в обычной жизни?

Е: Да! Был один прецедент: разбил нос парню.

— За что?

Е: Он обозвал нашу маму. Я не стерпел… Потом нас вызвали к директору и разобрались, что тот парень сам виноват…

— Ребята, когда вы успеваете всем заниматься?

Е: О, у нас даже время погулять остаётся! Хоть мы почти каждый день на все занятия ходим.

К: После ориентирования целый час до школы, можно во дворе поиграть.

Е: Ещё и книги успеваем читать. Много разных перечитали…

К: Например, Джека Лондона…

Е: Нам много задали на лето.

— Так это задание! Я подумала, что вы сами любите читать.

Е: Не очень-то. Задают неинтересные книги.

К: Да и долгий это процесс…

Е: Мне понравились книжка «Король Матиуш Первый» и её продолжение. Там про войну. А остальные книги скучные.

К: Да, о короле Матиуше интересно читать. А ещё мне нравятся «Сын полка» и «Волшебник Изумрудного города».

— Егор, а ведь ты ещё занимался в театральной студии…

Е: Когда учился в 4-м классе. Поначалу хотелось на сцене выступать. А потом скучно стало, да и по времени перестал успевать.

— Кирилл, говорят, что в семье ты более творческий человек. Мама списывает это на то, что ты — левша.

К: Я леплю из пластилина всё, что в голову придёт, и мастерю поделки из бумаги. Например, истребители.

— Раньше левшей переучивали писать правой рукой…

К: Правда? А зачем, если мне удобно писать левой?

— К новому учебному году готовы?

Е: Готовы… Но, честно говоря, что-то не очень в школу хочется.

К: А я по друзьям соскучился.

— Значит, учёба вас не вдохновляет так, как спорт. Какие оценки домой приносите?

Е: Нормальные. У меня за прошлый год вышла только одна тройка.

К: У меня одна четвёрка. Все остальные — пятёрки.

— Для тебя это важно — получать высший балл?

К: Да! Пятёрка — лучшая оценка. Её не надо исправлять. Те, кто получает тройки, потом дополнительные диктанты пишут и по математике занимаются.

— Вы стараетесь добиваться своих целей?

К: Конечно. Моя цель — окончить школу с нормальными оценками и получить хорошую работу.

— Это какую?

К: Я хочу стать как папа. Он у нас — главный инженер!

— Инженер чего?

К: Труб, наверное… Я точно не знаю.

Е: А я после 9-го класса пойду в техникум, затем в институт.

— На кого учиться будешь?

Е: Ещё не знаю. Хочу быть директором какой-нибудь фирмы. Сам её создам и буду работать. Может, займусь строительством домов.

Ирина Тарабаева.
https://t-i.ru/articles/27455