Елена Позняя: «Искренне верю, что мой голос имеет значение…»
Продолжаем цикл интервью с большими семьями. Вопросы Елены Тенегиной, обработка Евгении Суворовой.
Сегодня мы рассказываем о семье Позних.
На вопросы отвечает мать семейства Елена.
– Меня зовут Елена Викторовна, мне 44 года. Муж – Евгений Евгеньевич, 42 года. В нашей семье трое детей: Руслан (10 лет), Арина (8 лет) и Мария (2 года). Ещё двоих мы потеряли. Шла 14-я неделя первой беременности, когда мне поставили страшный диагноз –анэнцефалия, у нашей девочки не сформировались полушария головного мозга, это 100% летальность.
Плакала два дня подряд, муж за это время выкурил сигарет больше, чем за всю жизнь. Пережили… Главное, что вместе и что здоровы.
Через полтора года появился сын Руслан, еще через два – дочь Арина.
В 2016-м году вновь наступила беременность, протекала гладко, вообще без жалоб. Но уже первое УЗИ показало регресс: оказалось, что уже две недели ношу умершего ребёнка. Снова боль, слёзы, тысяча вопросов,. Пережили.
Обращалась за помощью в церковь. В 2020-м году родили третью дочку Марию.
– Как вы познакомились с мужем?
– Муж Евгений из Азербайджана, бакинец. У супруга мама русская, а отец украинец. Они оба родились уже в Баку. В свое время семьи их родителей бежали туда от коллективизации. Так и семьи моих бабушки и дедушки бежали с центральной России сюда, в Тюмень.
Мы познакомились с Евгением в Интернете на сайте знакомств. После двух лет общения он переехал в Тюмень. По своему опыту скажу, что найти в Интернете своего человека сложно, но можно. Люди там встречаются разные, поэтому у меня всегда были два чётких правила:
Первое. Встречаемся только в общественных местах.
Второе. Не пить то, в составе чего я не уверена.
– Считаете ли вы себя человеком верующим, к какой конфессии принадлежите?
– Я евангельская христианка, отношусь к церкви христиан веры евангельской (пятидесятники) «Свет миру». Церковь занимается просветительской, евангельской, благотворительной деятельностью, работают с бездомными и зависимыми людьми. Наш пастор, Лавренов Сергей Эдуардович, очень мудрый и душевный человек. К нему всегда можно обратиться за помощью или советом, он всегда выслушает, никогда не осудит и если действительно нужна помощь, то её обязательно окажут. Я верю в триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа, молюсь ему каждый день, ежедневно читаю Библию и своих детей приучаю к тому же.
– Что повлияло на многодетность в вашей семье?
– Всегда хотела большую семью. Я сама из многодетной семьи, да и мама у нас очень гостеприимный человек, и поэтому у нас постоянно гостили и даже жили племянники родителей, друзья и друзья друзей. Одним словом, всегда был полон дом, и я уже даже не представляю, каково это – расти в одиночку.
– Если бы можно было в какой-то момент начать жить по-другому – что бы вы изменили в своей жизни?
– По молодости, из страха и глупости, оставшись одна, я сделала аборт. Тогда я была один на один с выбором, и он оказался неверным. Мой партнёр просто отошёл в сторону, а маме я не могла довериться (для неё мы были идеальными, и мне было очень страшно её разочаровать).
И если бы можно было прожить жизнь снова, то я бы стороной обошла того человека, который не смог создать условия для того, чтобы я родила ребёнка. Этот поступок долгое время камнем лежал на сердце, мне было трудно говорить об этом с кем-либо.
Всё изменилось, когда в нашей церкви стали проводить программу для женщин, сделавших аборт. Кураторы курса очень нежно, без осуждения и упрёков, проработали со мной данную ситуацию, помогли разобраться во всем и получить свободу от этого греха. После этого я создала очень доверительные отношения со своими сестрёнками по вере, и теперь могу рассказать им все.
– Какие книги, прочитанные в детстве, на вас повлияли сильнее всего, что вы оттуда вынесли?
– Книги Владислава Крапивина: обожаю этого писателя. Его произведения учат дружбе, справедливости и тому, что иногда нужно делать непростой выбор. Писатель объясняет сложные вещи понятным для детей языком, именно это и запомнилось и идёт со мной по жизни.
В моем детстве у нас было много книг, мы с сёстрами зачитывались ими, плюс брали у друзей и в школьной библиотеке. Кроме того, в родительском доме накопилась богатая библиотека.
– Читаете ли вы сейчас? Что именно?
– Да, читаю много: научные статьи, доклады, учебные материалы по профессии. Люблю и художественную литературу, особенно детско-юношескую. Мы регулярно ходим в районную библиотеку, кроме того, я каждый раз прихожу в «Радость» и ухожу оттуда с книгами.
С детьми читаю произведения из моей школьной программы. Дети любят, когда я им читаю вслух.
Сейчас читаю Рязанцева, «Среди запахов и звуков», – это книга о лор-органах (ухо, горло, нос), написанная отоларингологом для обычных людей (не учебное пособие). Произведение Чернова «Сын розовой медведицы» захватило с первых страниц: писателю удалось невероятно интересно и ярко описать красоту гор Джунгарского Алатау, казахских степей и их животный мир, а также быт и нравы казахов 20-30-х годов прошлого века и то, как медведица смогла воспитать ребёнка.
Каждый вечер читаю вслух детям, сейчас у нас в «меню» Льюис, «Хроники Нарнии». В этой книге переплетается сказка и христианские истины.
– Кто по образованию вы и ваш супруг? Кем работаете?
– У меня высшее образование, закончила Тюменский медицинский университет. Работаю в поликлинике по специальности «врач-педиатр участковый». В данный момент сижу дома, в отпуске по уходу за третьим ребёнком.
Профессию свою очень люблю, и как только дочке исполнится три года, с удовольствием выйду на работу. У мужа незаконченное среднее образование. Где и кем он только ни работал, но, к большому сожалению, у него нет ни одного документа об образовании. В настоящее время супруг продаёт ковры в склад-магазине «Новый стиль».
– Доводилось слышать мнение, что образование сейчас не имеет смысла, важно хорошо устроиться на работу. Согласны ли вы с этим?
– Слышать приходилось, но я ещё не встретила ни одного человека, который бы достиг хоть каких-то высот без образования.
– Как учатся ваши дети?
– Дети пока не определились чем хотят заниматься, пробуют себя везде.
У сына проблемы с речью (страдает дизартрией и дисграфией). Дизартрией мы и ранее занимались, поэтому к школе она из тяжёлой степени была переведена в среднюю.
Первый класс у сына пришёлся на пандемию. Сначала учительница говорила, что Руслан просто ленится, затем я сама провела диагностику и выявила дисграфию (нарушение навыка письма, при котором ребёнок не видит границ строчки, зеркалит буквы, отрывает элементы, путает написание). Я просила оставить сына в первом классе на второй год, но мне отказали.
Осенью 2020-го года мы попали к прекрасному логопеду,. Когда в школе ему определили особую программу обучения, сын мог уже читать и писать, а дизартрия из средней степени перешла в лёгкую.
Система образования не стоит на месте: в чем-то становится лучше, в чем-то – хуже. Мои учебные годы пришлись на «лихие 90-е», и это было сложно: все менялось, постоянная нехватка учителей, текучка кадров. Мне было неинтересно. Я взяла себя в руки только в 10-м классе и смогла поступить с первого раза в мединститут.
У моих детей ситуация другая, я вижу, как стараются учителя не только выдать детям материал, а преподнести его интересно и нестандартно. Но, скорее всего, здесь все зависит от учителя.
Моим детям, пока они ещё в начальной школе, с учителями повезло.
– Как мать: как вы оцениваете современную систему здравоохранения?
– Вряд ли я могу оценить ее объективно, так как сама являюсь медиком и очень люблю свою профессию. Могу сказать, что медицина однозначно шагнула далеко вперёд, даже по сравнению с той, которая была в моем детстве.
За время учёбы переболела почти всеми болезнями, которые мы изучали. Изучая отоларингологию, довела себя (я ж врач, знала, как лечить, злоупотребляла сосудосуживающими) до вазамоторного ринита (происходит атрофия слизистой носа, и он уже не может полноценно выполнять свои функции). Своим детям я не капаю их, если нос у ребёнка хорошо дышит.
Я точно знаю, что в медицине все зависит от врача, и если он готов помочь (а большинство врачей у нас все же готовы помогать), то он сделает для этого все и даже больше, чтобы его пациент был здоров.
И мне, как матери, повезло встречать на своём пути хороших врачей. Но, возможно, здесь играет роль то, что я тоже медик. Я редко обращаюсь за медпомощью: диагностикой и лечением своих детей занимаюсь сама, но иногда, бывает, «включается» мать-паникерша, и рука сама тянется к телефону, чтобы вызвать скорую, или к бланку рецептов, чтоб выписать детям антибиотик. Слава Богу, медик в моей голове берет верх. Я не идеальный врач, бывает, совершаю ошибки, чаще всего в силу чрезмерной загруженности или нехватки знаний, но всегда стараюсь максимально помочь человеку. Регулярно занимаюсь самообразованием. Во время работы приходилось читать по ночам, особенно если попадался сложный пациент и нужно было срочно найти информацию по его случаю.
– Как вы считаете, достаточную ли помощь оказывает многодетным государство?
– Сейчас меня все устраивает, я получаю пособия на детей, нам хватает (хотя хочется, конечно, чуть побольше). А вот когда я ушла в декретный отпуск, было сложно, так как все мои выплаты в связи с декретом не давали нам возможность оформить пособия. Потом выйду на работу, и помощь тоже прекратится. Впрочем, я не расстраиваюсь, с детства научена не просить помощи, хотя, если таковая будет, отказываться не стану.
– Можно ли о вас сказать, что вы следите за политической ситуацией?
– За политикой не слежу, но поговорить о ней в кругу семьи могу и даже хочу. Считаю, что власти даны нам от Бога, и им виднее, как и куда вести страну. Голосовать хожу всегда и до сих пор искренне верю, что мой голос имеет значение.
– Нравится ли вам регион, где вы живете?
– Да, я очень люблю наш город. Он стремительно развивается, жить становится интереснее и проще. Я помню, когда мы в 80-х годах переехали жить в Заречный микрорайон: это были сплошные намывные пески. А если не успел на автобус, то пойдёшь домой пешком. Сейчас, видя, как разрослась и развивается та часть города, кажется, что такое невозможно и представить. А когда я в 2005-м году вышла на работу в поликлинику на Войновке, это вообще была деревня деревней, где все друг друга знали. Прошло каких-то 15 лет, и этот район города вообще не узнать: такой он стал красивый и развитый! Уезжать из нашего города не планирую.
Люблю прогуливаться в районе старой Зареки (мы там жили, нравится гулять и вспоминать детство), по набережной (считаю, что это самое красивое место в городе) и по Гилевской роще (самый живописный и умиротворяющий парк). Люблю свой Восточный микрорайон, он удобен во всех отношениях (транспортная развязка, магазины, скверы и парк, в пешей доступности – школа, детский сад и поликлиника).
– Получили ли вы земельный участок? Если нет – почему?
– Нет, ещё не получили, ждём, что нас признают нуждающимся.
– Расскажите о вашем жилье. Устраивает ли оно вас?
– У нас четырехкомнатная квартира. Мы её купили два года назад, перед рождением третьего ребёнка. До этого жили в однокомнатной квартире вчетвером. Первую квартиру купили во многом благодаря господдержке (программа жилье бюджетникам и материнский капитал и займ под 1,98 %). При покупке второй квартиры государство погасило нам 450 тысяч рублей из 1,6 миллиона рублей ипотеки.
– Какие у вас есть семейные традиции? Как вы отмечаете праздники, как проводите каникулы, отпуска?
– Отмечаем все семейные праздники. Каникулы проводим с максимальной пользой: театр, кино, выставки. Часто ездим в деревню к дедушке (моему папе), приучаем детей к сельскому труду. Отпуск, чаще всего, проводим у родителей мужа на Каспийском море, они живут в городе Баку.
– Если бы ваша дочь выходила замуж, какие три самые ценные совета вы бы ей дали?
– 1. Оставаться всегда верной себе и своим принципам. 2. Много и часто общаться с супругом, а потом и с детьми. 3.Стараться сохранить семью.
– А если бы ваш сын женился – три совета для него
– 1. Помогай супруге во всем. 2. Всегда советуйся с ней. 3. Не жалуйся мне на неё, это твой выбор.
– Если бы сейчас, с позиции жизненного опыта, вы могли бы посоветовать что-то себе молодой – что бы вы посоветовали?
– Не обращай внимания на мнения других людей. Ты никому ничего не должна, кроме взаимной любви. Всегда будь собой.
– Есть ли у вас любимые изречения, афоризмы?
– На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем. (Конфуций). Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку (Габриэль Гарсия Маркес). Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть (Ф. Раневская). Ну, и парочка профессиональных: В присутствии врача все дозволено. Если помогает, хвалят природу, если не помогает, обвиняют врача.
– Есть ли у вас хобби?
– Чтение книг, баня и медицина. У моего папы (живёт в селе Канаш Нижнетавдинского района) есть прекрасная баня. Её строил ещё мой дедушка. Когда попадаю в баню, время останавливается, могу находиться там часами. Для меня баня – это не просто помыться, а хорошо погреться, чтобы открылась каждая клеточка моего организма, попариться, чтобы вышло все лишнее и ненужное, ну, и посидеть и подумать о бытии, там во мне просыпается философ. Люблю всяческие банные процедуры: скрабы, обёртывания, аромамасла и другое.
Муж у меня не переносит жар, он быстро моется и уходит, а потом бегает постоянно и спрашивает, как я, все ли хорошо, и как долго я ещё там буду. Этим отвлекает меня от философских мыслей.
Еще одна страсть – медицина. Это моё все: профессия, хобби, страсть. Я изучаю народную медицину, фитотерапию (правда, отношусь к ней настороженно из-за риска аллергических реакций), сейчас планирую изучить нутрициологию. Вот вам пример: при зубной боли очень хорошо помогает настой из гвоздики, а при ожогах (если нет открытых ран) боль снимает сырой картофель. Сок картофеля помогает при язве, при диарее нужно есть бананы.
– Какие любимые блюда у вас есть? Поделитесь парой рецептов.
– Я вообще люблю вкусно поесть. Самое любимое блюдо –это жаренная картошечка с луком, грибами и зеленью. Люблю, когда муж готовит азербайджанское блюдо – бугламу. Рецепт её очень прост: нужно взять 1 кг баранины или говядины, 3 луковицы, 3 картофелины, 2 баклажана, 4 помидора, 2-3 болгарских перца, 2 ломтик лимона, 1 головку чеснока, добавить зелень (петрушка, кинза, лавровый лист, базилик).
Мясо и картофель режем небольшими кусочками, овощи – кружочками. Лучше готовить в казане. Складывает в казан слоями: мясо (предварительно его посолить и поперчить), лук, баклажаны, помидоры, болгарский перец, зелень. Снова посолить и поперчить. Сверху положить пару долек лимона (лучше, если найдёте, то алычу) и очищенную от шелухи целую головку чеснока. Если овощи не дали сок, добавьте 2 ст. л. воды. Поставить на огонь, довести до кипения и тушить 2 часа.
– Расскажите, какие у вас есть лайфхаки по поводу жизни большой семьи?
– Самое для меня важное: раз в неделю заказываем готовую еду. В остальные дни стараюсь готовить простые блюда. Могу делать два дела одновременно, например, готовить и слушать профессиональный вебинар, смотреть фильм с детьми и гладить или раскладывать белье, или делать поделку в школу/сад. Прошу помощи у детей в уборке дома, никогда их за неумело сделанное не критикую.
Если дети раздражают, начинаю читать стихи громко и с выражением. А ещё здорово успокаивает, когда беру в руки пылесос или швабру и все раздражение выплескиваю в уборку. Кстати, сломала уже две швабры. Одно время носила канцелярскую резинку на руке, как только хотелось закричать, стреляла ей себе по запястью. Помогает.
– Как вы пришли в «Радость»?
–О «Радости» рассказала моя сестра, и как только я родила третьего ребенка, сразу же вступила в организацию.
–О чем вы мечтаете? Еще о детях?
– Возраст, конечно, уже поджимает, и анамнез неблагоприятный, но, если Бог даст, то отказываться не будем. Мечтаю о домике в деревне и домике у Каспийского моря. И ещё о посудомоечной машине.
– Пожел