Семья Любови Ядрышниковой

Продолжаем цикл интервью с большими семьями. Вопросы Елены Тенегиной, литературная обработка Евгении Суворовой.

Сегодня мы рассказываем о семье Ткаченко-Ядрышниковой. На вопросы отвечает мать троих детей Любовь.

– Расскажите о вашей семье.

– Меня зовут Любовь, мне 50 лет, мужа – Сергей, он на год старше. У меня три сына: 1995-го, 1997-го и 2006-го годов рождения. У Сергея сын 1994 года рождения. Общих детей с Сергеем нет.

Брак не первый (у нас обоих). Это даже не брак, а совместная жизнь двух людей, идущих плечом к плечу одной дорогой. Если считать наши законные браки, то мы вдовцы.

Я православная, часто мысленно обращаюсь к Нему, больше с благодарностью, чем с просьбой: за прожитый счастливо день, за то, что есть крыша над головой, что не прошу подаяние, не голодаю. Сергей атеист.

– Что повлияло на многодетность в вашей семье?

– Я с детства хотела, чтоб у меня было три сына, даже не знаю, почему именно так. Может, потому что все сказки так начинались?! А я очень сказки любила читать, в сказках добро всегда побеждает и там счастливый конец. Когда я пришла на УЗИ с первым и мне сказали, что будет мальчик, я ответила, что знаю, чем очень удивила врача. Я была уверена – другого варианта просто быть не могло!

Со вторым мне сказали – девочка, и тут уже я удивлялась: ну, не может быть такого!

А с третьим я как-то даже не думала про пол, потому что тогда наступили жизненные трудности, и не до этого было… Я уже потом, после рождения, узнала пол своего ребенка, но по форме живота предполагала, что будет мальчик.

– Если бы можно было в какой-то момент начать жить по-другому – что бы вы изменили в своей жизни?

– Я бы не жила с родителями, когда стала взрослая. Потому что у родителей свои взгляды на жизнь, свое мнение, свой ритм жизни.

– Какие книги, прочитанные в детстве, на вас повлияли сильнее всего, что вы оттуда вынесли?

– «Робинзон Крузо»: я была поражена стойкости героя. Никогда не надо отчаиваться, даже если кажется, что все кончено!

– Читаете ли вы сейчас? Что именно?

– Очень хочу, но времени катастрофически не хватает. Сейчас слушаю аудиокниги (если это можно отнести к чтению), это не мешает выполнять какую-либо работу и в тоже время наслаждаться произведением.

– Кто вы по образованию? А ваш супруг? Кем работаете?

– Я портной, воспитатель, педагог ИЗО, педагог декоративно-прикладного творчества. Сергей сварщик.

Я в прошлом году вышла на пенсию, поскольку ребенок в детстве был на группе инвалидности: это позволило получить льготу по выходу на пенсию в 50 лет, муж работает по профессии, вахтовым методом.

– Доводилось слышать мнение, что образование сейчас не имеет смысла, важно хорошо устроиться на работу. Согласны ли вы с этим? Передаете ли вашу позицию детям?

– Я ратую за образование! Образование имеет значение, без него вряд ли устроишься на хорошо оплачиваемую работу. И уж точно без образования не сделать карьеры. Дети тоже разделяют мою точку зрения.

– Где участся или работают ваши дети?

– Старший и средний сыновья имеют по два высших образования, учились на бюджетных местах в нашем ТюмГУ, на бакалавриате. Старший сын продолжил обучение в магистратуре в родных стенах, а средний магистратуру окончил в МГУ. Сейчас оба работают по своим специальностям. Старший – в научно-исследовательском институте по разработке и добыче нефти и газа, а средний преподает в ТюмГУ и занимается репетиторством. Младший сын окончил девятый класс, успешно сдал экзамены.

– Современная школа. Как вы ее оцениваете? Что стало лучше, что хуже по сравнению с той школой, в которой вы учились?

– У наших детей колоссальная нагрузка: конечно, это плохо, когда я училась, и на уроки хватало времени, и на кружки, и погулять…. С другой стороны, сейчас эра ускорений, за последние 50 лет произошел колоссальный научно-технический прогресс. Это требует существенных изменений в условиях жизни человека. И естественно, освоение более сложных программ. Это возможно только для людей с достаточным образованием и культурным уровнем.

– Как мать: как вы оцениваете современную систему здравоохранения? Сравнить можно с тем, что было в детстве, и с тем, что было, когда вы рожали первого ребенка.

– Здравоохранение шагнуло далеко вперёд: методы лечения позволяют уже на ранних стадиях определить причину недуга. Нанотехнологии, генетика, фармакология – без этих научных изысканий существование современного человека кажется немыслимым.

– Как вы считаете, достаточную ли помощь оказывает многодетным государство?

– Мне в разные периоды посчастливилось получать помощь как малоимущей и также НЕ получать. Помощь в виде пособий на детей, адресную помощь, компенсацию питания в школе. Когда-то и на молочную кухню ходила…

Считаю, что многодетным не денег не хватает, а квадратных метров: надо ведь и кровать где-то поставить, и стол для нового члена семьи… Денег – их всегда не хватает. Всем. И если, как говорят, «дать денег», то сколько бы их ни дали, всегда будет не хватать.

– Можно ли о вас сказать, что вы следите за политической ситуацией? В чем это выражается?

– Мы не следим. В общих чертах разве что.

– Нравится ли вам регион, где вы живете?

– Тюменский регион нравится. Красивый культурный центр, много мест для отдыха, есть, что посмотреть. И хотя мы сменили мегаполис на тихую деревню, все равно ездим в областной центр за культурными ценностями.

– Как вашу многодетность воспринимают родственники, друзья, соседи, коллеги?

– Никак. Обычно воспринимают, так же, как и семьи с двумя детьми. Трое детей – это сейчас норма. Больше удивляются, когда детей, например, пятеро.

– Получили ли вы земельный участок?

– Участок получили в 2019-м году, в Падерина, стояли в очереди шесть лет. На очередь поставили без проблем, и участок получили то же без проблем. Очень радовались, что близко от Тюмени, планировали построить дом, но, к сожалению, мечты не всегда сбываются. Участок вынуждены были продать: старшие дети свои доли взяли себе на покрытие ипотек, поскольку к тому времени у каждого было отдельное жилье. На долю младшего (несовершеннолетнего) мы купили дом в деревне, в котором живём сейчас. Вообще даже никогда не думала, что может что-то повлиять на решение продать эту землю. Какие это должны быть обстоятельства?! Но вот так получилось.

– Доводилось слышать, что дети из многодетных семей крайне редко заводят большие семьи. Какая семья была у вас? Помогают ли вам родители?

– Я была единственным ребенком, муж ещё имеет младшего брата, но рос любимчиком, хотя и был старшим.

Мои старшие сыновья семьёй пока не думают обзаводиться: старший не хочет вообще жениться, средний, пока не закроет ипотеку и не встанет на ноги, тоже об этом не думает. Да и это понятно: младший родился с пороком сердца, ему сразу же сделали операцию, послеоперационный период был тяжёлый.

Домой мы с малышом приехали, только когда ему было почти три месяца. Потом ещё более полугода бессонных ночей, он плакал, не переставая. Посещали врачей каждый день: у меня был ежедневник, который был исписан полностью. Каждый день была какая-то запись: сегодня к одному врачу, завтра к другому, послезавтра на анализы, в конце недели на обследование… Так происходило до года: хватило всем нам с лихвой!

И никто не мог ответить, почему так случилось. Мы совершенно здоровые генетически родители, без вредных привычек, и такой вот порок врожденный – коарктация аорты. Очень редкий вид порока сердца.

Помимо врачей, приходилось ездить за козьим молоком, потому что из-за лекарств появилась лактозная недостаточность. Ездили в деревню за 100 километров, там жила наша баба Валя, покупала у ней молоко, замораживала. Мы забирали молоко 2-3 раза в неделю: уедем к 12 ночи и на утренней электричке в 4 утра обратно. В Тюмени было сложно найти порядочного продавца на рынках, да и просто козье молоко… Это был, напомню, 2006-й год.

– Есть ли у вас семейные реликвии – предметы, фотографии, документы?

– Крест и Евангелие: им больше ста лет, от бабушки досталось, берегу, как зеницу ока.

– С вашей точки зрения, чтобы в стране вырос уровень рождаемости – что надо сделать?

– Сделать доступным жилье, потому что жить хочется здесь и сейчас. Детям тоже нужно уединение, свой уголок.

– Расскажите о вашем жилье. Это квартира ли дом? Как это жилье у вас появилось? Устраивает ли оно вас? Что вы делаете, чтобы улучшить ситуацию?

– У нас дом. Мы купили его в прошлом году и сейчас обживаемся. Домик небольшой, 30 кв.м: комната и кухня с настоящей русской печью. Хотелось бы больше площадью, хотя бы ещё одну комнату, но пока, как есть. В планах либо сделать мансарду, либо пристрой и ещё одну комнату.

Поскольку старшие дети живут совершенно отдельно, а младший остался в Тюмени под присмотром бабушки, нам такой квадратуры пока хватает.

А вообще всю жизнь прожили в однокомнатной квартире. Двоюродная бабушка (она бездетная), у которой пустовал пансионат, все время отказывала нам его отдать, чтоб мы могли расшириться. И уже перед смертью сказала: «Все! Я решила: берите пансионат – расширяйтесь! Но поскольку дети были почти взрослые, то, конечно, мы просто переоформили пансионат на среднего сына, он изъявил желание с 18 лет жить самостоятельно.

– Какие у вас есть семейные традиции? Как вы отмечаете праздники, как проводите каникулы, отпуска? Посещаете ли храмы?

– Храм я посещаю редко: дома есть образа, свечи, в красном углу в уединении обращаюсь к Богу.

Поскольку муж рыбак, часто бываем на природе: что может быть лучше плеска воды, пения птиц и тишины? Это для нас отдых.

Праздники мы любим отмечать у родственников мужа, либо дома в кругу семьи, зависит от того, какой это праздник

– Если бы ваша дочь выходила замуж, какие три самые ценные совета вы бы ей дали?

– Возноси мужа в чужих глазах: если жена уважает мужа, то его будут уважать и другие. Уют в доме создает чистота, даже если роскошный дом будет с грязным полом, то это все испортит. Люби детей, какими бы они не выросли, только мать учит детей любви.

– А если бы ваш сын женился – три совета для него.

– Будь к жене снисходительней, если она что-то не успела, то помоги: вместе вы – сила! Заботься о «крупном», о мелочах она позаботится. Устраивай ей передышки, жене просто необходимо иногда выспаться, сходить в парикмахерскую: это даёт ей веру в саму себя, в свою красоту и обворожительность.

– Если бы сейчас, с позиции жизненного опыта, вы могли бы посоветовать что-то себе молодой – что бы вы посоветовали? Не более трех советов.

– Доводи начатое дело до конца. Если устал – отдохни, ведь уставший все равно не работник.

– Есть ли у вас любимые изречения, афоризмы?

– Все нужно делать в свое время.

– Есть ли у вас хобби? Чем занимаетесь в свободное время? Расскажите про это.

– Люблю рукодельничать. Хочу в доме все сделать в русско-деревенском стиле. Вместо тюли на окно сплести занавеси в технике макраме. На полочки под потолком расставить разные крынки, которые мы нашли в сарае. В подполье стоят два прекрасных сундука: тоже хочу их достать и сделать мужу под инструменты. В общем, в этом плане мне есть где развернуться!

– Какие любимые блюда у вас есть? Поделитесь парой рецептов.

– Пицца на сковороде за 10 минут: 4 ст. л сметаны, 3 ст. л майонеза, 2 яйца, 9 ст. л. муки. Замешиваем очень жидкое тесто, ставим сковородку на огонь, ждём, чтобы нагрелась, наливаем масло растительное (2 ст. л) и выливаем тесто. Сверху начинку для пиццы: томаты, колбаса, маслины, огурцы соленые, сыр, зелень – все, что душа пожелает! Срезаю уголок у пакета с кетчупом и майонезом и выдавливаю сверху на пиццу «сеточкой», закрываю сковороду крышкой. Минут пять поджарится – плиту выключить и дальше пицца доходит ещё 5 минут. Вот и все приготовление! Я, если честно, больше поесть люблю.

– Расскажите, какие у вас есть лайфхаки, придумки, интересные мысли по поводу жизни большой семьи? Обустройство быта, экономия времени, психологические фишки и прочее?

– Поскольку в семье одни мужики, и был момент, что носки были черные и примерно одного размера, я покупала упаковками по 10-20 пар, но с разным рисунком сбоку . И после стирки я сортировала по этим рисункам: у старшего, например, ромбик, – все носки с ромбиком в его ящик, средний – носки с полосочкой, мужу – чисто черные и т.д.

– Есть ли у вас домашние животные? Какие, как они появились?

– На данный момент у нас две кошки и собака. У младшего сына с бабушкой кошка, у старшего сына кошка. Мы когда-то держали хомячка, улиток (я ими профессионально занималась более трёх лет), кролик декоративный, кролики мясо-шкурной породы «бабочка» (была самка с двумя крольчатами), красноухая черепаха.

Ещё из необычного: средний сын просил тритона, а младший – аксолотля черного.

Я хотела завести рыбок и змею, но как-то не дошло до этого, да и на рыбий корм у меня аллергия.

– Как вы пришли в «Радость»? Какие проблемы с помощью «Радости» вам удалось разрешить, а какие нет?

– Сколько ни пыталась, не могла вспомнить, но я очень рада, что я в «Радости»! Знаю, что смогу получить помощь или разъяснение, если потребуется.

– Планируете ли вы еще детей? А что вообще планируете в этой жизни?

–Детей не планируем: мое здоровье сильно пошатнулось за последние три года, все-таки сказываются нервные переживания за младшего, его нездоровье, хотя и компенсированное. Был момент, что я просто не могла ходить без поддержки: кружилась голова, на нервной почве были проблемы с полукружными каналами. Это все длилось не один месяц. Сережа мне помогал и поддерживал. Он вообще очень тонко чувствует, что мне необходимо в тот или иной момент: где надо – помолчит, где надо – скажет. Я очень благодарна Богу, что Сергей появился в моей жизни!

– Пожелайте что-то тем, кто прочтет этот текст.

– Никогда не унывать! В жизни всегда есть то, ради чего мы живём!

Запись опубликована в рубрике Наши семьи, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.