После инсульта

Одним из последствий инсульта может стать эмоциональная отчуждённость.
Наш мозг это физическое тело. Как я уже писала, продуктами деятельности коры головного мозга являются мысли, а продуктами деятельности подкорки — чувства, образы и эмоции, ощущения, всё это есть цепочки нейронных связей.
Разрушение цепочек в коре мозга при инсульте приводит к тому что человек начинает хуже мыслить, хуже помнить, писать, читать, считать. Разрушение цепочек в подкорке приводит к тому что человек начинает хуже управлять своим телом.
Это известно всем.
Но есть ещё один момент – когда страдает подкорка, то цепочки, отвечающие за социальные привязанности и эмоции: любовь, радость, желание дать поддержку, сказать тёплое ласковое слово, бывает что тоже разрушаются.
И человек как бы перестаёт быть собой, становится или чёрствым, желчным, вечно раздражённым ли ко всему равнодушным и отстранённым.
Ему физически плохо и нет повода для радости, он выплёскивает это на окружающих, совершенно не думая каково им это, не помня как он к ним относился раньше, не понимая что они ждут от него прежнего отношения и прежней любви.
Если взрослые люди это обычно понимают сами, то для несформированной психики ребёнка или подростка это может быть в разы тяжелее.
Любовь и поддежка были а потом раз и их внезапно не стало, и больше такого в жизни нет и получить не от кого.
Это бывает очень травматично, ребёнок (подросток) чувствует себя брошенным, лишённым опоры, он нисколько не изменился, его просто перестали любить ни за что ни про что.
Последствия инсульта одного из родителей могут быть такими же как после развода или смерти.
Что с этим делать?
Стараться не обижаться и понимать, что травма мозга затронула эмоциональную сферу и нормальная работа мозга или восстановится или нет, это уже вопрос медицины.
Стараться напоминать человеку, какой он был раньше, как все радовались его любви и вниманию, без упрёков проговаривая «мы так хотим чтобы это вернулось, чтобы ты стал прежним, нам так этого не хватает» при этом понимая, что нет никакой гарантии что такие попытки увенчаются успехом.
Стараться давать ребёнку (подростку) ту любовь и поддержку, которую он раньше получал от перенёсшего инсульт человека, стараться компенсировать её отсутствие. « Ну что поделать, ты же знаешь как папа тебя любил, он не разлюбил тебя просто так получилось, теперь ты мой любимый сын (любимая дочка), давай помнить папу прежним». Стараться придумать новые совместные занятия: раз не поехать больше с папой на рыбалку значит можно попробовать вместе начать гулять в парке или просто пить чай с конфетами на кухне под задушевные разговоры.
Тут главное компенсировать чувство покинутости, чтобы оно не укоренилось и не отразилось на самооценки и поведении в уже намного более взрослом возрасте.
Конечно можно возразить – на меня и так свалилось и горе и куча дополнительных забот, уход за ставшим беспомощным в быту человеком и финансовые трудности, я сама как выжатый лимон еле на ногах стою, мне не до сюси-пусей.
Ну извините, тут нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сын или дочь для вас обуза, моменты эмоциональной близости радости не дают, в присутствии ребёнка вы не можете ни отдохнуть ни расслабиться.
И это уже только ваш выбор чего вы хотите и к чему придёте – к сплочению на фоне общего горя и эмоциональному контакту или к эмоциональному отчуждению.

Наталья Иванова.
Все тексты https://vk.com/id714521531
Информативные консультации для членов радости бесплатные, на консультации по работе с перепроживанием травматического опыта льготная цена.

Запись опубликована в рубрике Психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.