Я ошибся в человеке. Я постоянно ошибаюсь в людях.
Почему это так часто происходит? Почему людям приписывают некие качества, а когда оказывается, что их никогда на самом-то деле и не было — то разочаровываются?
Грустно видеть, как многое очень глубокое и ёмкое, существовавшее в русском языке, уходит в прошлое.
Ведь было совершенно замечательное словосочетание «дама (мужчина) приятной наружности». Насколько это точно подмечено! Приятная наружность. Всё. Про внутренность — ни слова. Внутренность неизвестно какая. То, что наружность приятная, совершенно не означает автоматически, что такой же приятный окажется внутренний мир человека. Человек либо заинтересует либо нет, либо его внутренний мир захочется узнать поближе либо нет. Либо нам этот внутренний мир понравится — либо нет. Чем заполнен этот внутренний мир? Любовью, добротой, интересом к жизни? Или эгоизмом, мелочностью и желанием самоутвердится за чужой счёт? Или это вообще внутренняя пустота, жаждущая быть заполненной другим человеком? Заранее неизвестно. И никакого приписывания никаких личностных качеств на основании того, что у человека приятная наружность быть не может, только постепенное узнавание друг друга. Когда произошло это отсутствие разделения на внутреннее и внешнее?
Я думала, что он… Я думал, что она…
При анализе с клиентами всевозможных жизненных ситуаций каждый раз убеждаешься в том, что тревожные звоночки о том, что человек не такой, каким показался изначально, были. Были у всех. Но с упорством, достойным лучшего применения, их игнорировали и продолжали строить отношения не с реальной личностью, а с её вымышленным придуманным отражением. Я думал, что это досадная случайность — и не важно, что это повторилось стописятпервый раз, всё равно случайность, всё равно она на самом деле другая, я вот придумал себе, что она другая — и плевать, что там в реальности. Я думала, что он меня любит – и не важно, что все поступки говорят о том, что он на самом деле ни в грош не ставит, вот я придумала, что любит — и всё тут, и придерживаюсь, так сказать, данной версии. Бывает, за этим стоит подсознательная установка «если человек внешне приятный — значит, он умный и хороший». Бывает, что отчаянный поиск любви и теплоты, когда каждое доброе слово в свой адрес воспринимается как «ну наконец-то меня любят» и другой заранее в своей голове наделяется всеми мыслимыми и немыслимыми добродетели. Бывает, что завышенная самооценка «я же такая замечательная, меня невозможно не любить, мной невозможно не восхищаться». Бывает, что при совпадении некоторых взглядов и интересов начинает казаться, что и во всём остальном мы тоже смотрим на мир одинаково. Бывает, внушённая уверенность, что если ты будешь хороший, то тебя обязательно оценят по достоинству и поставят пятёрку.
Каждый, кто склонен заранее приписывать другим несуществующие качества и игнорировать звоночки реальности, может сам подумать над своими причинами.
Наталья Иванова